|
|
|
Обучение
|
|
|
|
|
|
Конспекты лекций
Организация и проведение спасработ (лекция в школе НТП/СТП)
Введение
- Лучше на попадать в аварийные ситуации и не доводить дело до ПСР, однако
объективная опасность гор приводит к необходимости знать что делать в случае
аварийных ситуаций. Общая теория тактических и технических действий при
возникновении такой нештатной ситуации на маршруте и составляет тему данной
лекции.
- От своевременно оказанной помощи может зависеть жизнь и здоровье человека:
счет может идти на часы и минуты – надо помнить четкий алгоритм действия при
проведении ПСР. Технические приемы м.б. достаточно сложными и утомительными,
однако это единственный способ что-нибудь сделать – следовательно они должны
быть четко отработаны еще в Москве.
Что делать в случае аварии на маршруте
- Кто может помочь: МЧС – его функции и назначение. На Кавказе – помогают.
Практическое отсутствие таковой в районах Средней Азии. Турбазы, альплагеря –
сейчас не все функционируют. Местные жители могут быть далеко, но иногда это
единственное, что есть.
- Сигналы бедствия и спасработ: звуковые и световые (SOS, 6 любых равномерных
сигналов в минуту, красная ракета, красные тряпки). Частые прерывистые
сигналы обозначают место нахождения. Ответ – 3 сигнала в минуту, белая ракета.
Зеленая ракета – отбой, окончание спасработ. Радиосвязь – рации, космические
буи.
Оказание первой помощи и проведение ПСР силами группы (отделения)
- В случае аварии необходимо понять ее причину и оценить вероятность повторного происшествия (сход лавины, срыва на крутом склоне) и по возможности исключить его повторение.
- Оценить физическое и психическое состояние оставшихся участников, их способность к оказанию помощи. В случае необходимости провести релаксационные мероприятия.
- Добраться до пострадавшего, устранить (если есть) причину травмы, оценить ее характер и степень тяжести.
- Удалить пострадавшего из опасной зоны и оказать первую медицинскую помощь (м.б. наоборот, если человек в неотложном состоянии).
- Продумать возможные способы продолжения ПСР (отправить кого-то за помощью; эвакуация с транспортировкой пострадавшего; как правило, и то и другое).
- Выбрать безопасное место для лагеря, продумать и организовать транспортировку пострадавшего до него.
- В лагере провести тщательное обследование, оказать полную посильную медицинскую помощь и определить стратегию и тактику дальнейших действий.
- Проводить транспортировку пострадавшего, либо разбивать базовый лагерь и дожидаться помощи.
- ЗАМЕЧАНИЯ. Уходить надо вниз – это легче. Вверх – только немного и в случае если вниз существенно сложнее или путь к людям так существенно ближе. По прохождению одной веревки (одного эталонного участка) можно оценить максимальную скорость проведения ПСР. Дальше она будет только падать. Группой 8- 10 человек можно донести пострадавшего по несложному рельефу на 5-10 км. В других случаях следует вызывать помощь. Силами 30-40 человек можно транспортировать пострадавшего до 30 км и через препятствия до 2А к.с. (при соответствующей) подготовке. Дальше уже нужно спецснаряжение, а, по-хорошему – вертолет.
Этика ПСР
- Часто бывает, что при аварии в горах невозможно одними только своими силами обеспечить своевременную помощь и эвакуацию пострадавшего и приходится просить помощи у других групп.
- Это не зазорно, но объем просимой помощи должен точно соответствовать требуемому по тяжести происшествия, поскольку другие люди также в отпуске, приехали на свои м.б. скудные средства и срывать им поход без крайней нужды не этично. Если можете обойтись сами или вы знаете, что достаточная помощь скоро придет – не привлекайте лишних людей – попросите от них только то, что действительно требуется: м.б. медикаменты, продукты, квалифицированную врачебную консультацию. Даже если люди сами предлагают помощь, а вам она НЕ ЖИЗНЕННО необходима – откажитесь, они не обидятся и не станут настаивать.
- Оказывать помощь другим потерпевшим группам в горах надо всегда. Если видите, что у людей проблемы, предложите свои услуги, м.б. вы сумеете быстро помочь. Тем более если просят. Даже если вам кажет что сильной необходимости в вас нет и группа может справится сама, если просят надо помогать (та группа может быть настолько деморализована происшествием, что быть не способной выполнять даже простейшие действия по своему обслуживанию, не говоря уж о пострадавшем.
Тактика проведения ПСР силами школы (несколько) отделений
- Система разрабатывалась альпинистами для Кавказа (большое число народу и густая сеть лагерей; хорошая связь) поэтому в чистом виде для нас непригодна, однако, необходимо знать, так как общая методология и целые куски м.б. очень полезны.
- При поступлении сигнал о пострадавшем срочно формируется штаб для проведения ПСР, во главе с начальником, являющимся абсолютным, на момент проведения, и его заместителями по различным направлениям работы (у нас это начальник школы и инструктора). Участникам запрещается самовольное покидать территорию лагеря, т.к. могут понадобиться в любую минуту.
- Организуется сбор всей возможной информации о происшествии, проводится оценка ее достоверности, формируется предварительная гипотеза о случившемся и исходя из этого оценивается необходимая помощь. Подготавливаются картографические материалы по району происшествия, описания технически сложных участков.
- Назначаются начальники отрядов: поискового (при необходимости м.б. несколько), головного (м.б. также поисковым), основного и вспомогательных, которые затем формируют эти отряды. Их функции: поискового – найти, оказать первую помощь и сообщить в штаб, головного подготовить путь движения с пострадавшим (обработка сложных и опасных участков); основной – транспортировка пострадавшего в базовый лагерь или куда еще; вспомогательные обеспечивают своевременное питание, отдых, доставку необходимых вещей и снаряжения для остальных отрядов. Отдельно м.б. курьеры для фельдъегерской связи, хотя рации, конечно, лучше.
- Каждому отряду ставится конкретная задача и сроки ее исполнения. Договариваются о средствах и формах связи, действиях при возникновении нештатных ситуаций. При необходимости информируются МЧС и другие госорганы, организуются средства доставки в медучреждение.
- Выход поисковый отряд и после обнаружения пострадавшего и оказания первой помощи информирует штаб, после чего выходят остальные отряды и доставляют пострадавшего в базовый лагерь, либо к месту, где его может забрать вертолет.
- Окончание ПСР объявляется их начальником, только после этого все могут вздохнут. Оформляется необходимая документация.
- Это общая схема в идеале, реально некоторых ее кусков может не быть вообще (например формирования гипотезы и поиска, при четко известном местоположении и характере аварии), а другие должны быть наполнены конкретным содержанием (например в случае поиска в лавине поисковый отряд = головной = основной, и его основная функция найти тела пострадавших в лавинном конусе). Тем не мене знать ее надо, и при проведении ПСР придерживаться установленных действий и их порядка.
Различные технические приемы, необходимые при проведении ПСР
- Транспортировка пострадавшего на небольшие расстояния и при перекладывании производится в одиночку и вдвоем способами:
- на руках – не стоит;
- на спине сидя;
- на плечах;
- на бухте веревки;
- на палке;
- на рюкзаке.
- При транспортировке на более длительные расстояния необходимо большее число людей и носилки, которые вяжутся из подручных средств:
- из двух жердей и курток;
- носилки-волокуши из лыж или веток;
- мягкие носилки из веревки (кокон и плетенка);
- жесткие носилки из жердей и/или ледорубов и лыжных палок и веревки (сидячие и полные);
- очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья).
- По несложному рельефу носят 4 –6 человек, сменяясь через каждые 10-15 минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова всегда была сверху (т.е. при спуске – вперед ногами).
- Организация точек крепления (станций) и страховки для транспортировки пострадавшего по сложному рельефу. При ПСР требуется повышенная надежность, поэтому станции делаются не на одной точке а на нескольких и обязательно блокируются. Сколько веревок. Помимо тянущей (грузовой) веревки обязательно должна быть аварийная страховочная веревка, не нагруженная. Грузовых веревок должно быть по числу людей, т.е. при подъеме и спуске одного легко пострадавшего – 1 веревка, а тяжело пострадавшего с сопровождением – 2 веревки.
- Существуют две принципиально разные техники транспортировки пострадавшего по сложному рельефу, а именно, если легко пострадавший может передвигаться сам и ему лишь надо оказывать помощь при страховке и использовании перил, и при спуске пострадавшего, который не может самостоятельно пройти этот участок, и необходимо его транспортировка с сопровождением здорового участника. Независимо от этого, общий смысл заключается в том, что использование технических приспособлений для движения вверх и вниз по веревке (жумар и спусковое устройство) становится невозможным – следовательно веревка должна быть жестко закреплена к человеку, двигаться относительно закрепленных на верней точке устройств вместе с грузом. Эти устройства называются:
- Карабинный тормоз (для спуска, не крутит веревку, может работать и с двойной).
- Полиспаст (для подъема, имеются различные схемы – одинарный, двойной, с блоком и т.д.).
- Вытягивание и самовылаз провалившегося из трещины:
- Руками – лучше всего (рюкзак можно и лучше отдельно).
- Длинный блок (неглубоко, нетяжелый, может работать руками)
- Полиспаст
- Самовылаз на стременах
- Самовылаз по системе “грудь – нога” (или “нога – нога” - экзотика)
- Поиск пострадавшего в лавине:
- Снаряжение: ленты, щупы, радиомаячки.
- Тактика поиска пострадавшего в лавине: (искать ниже вещей, по линии движения, на поворотах и перегибах ложа, у естественных преград; идти снизу вверх от конуса выноса; обязательно наблюдатель, сперва попытаться найти визуально предметы и выступающие части тела, затем установить голосовую связь, а лишь затем переходить к).
- Ускоренное зондирование: 70 ґ 70 см
- Тщательное зондирование: 30 ґ 30 см
Заключение
Лучшие спасработы – те которые не состоялись!
|
|
|
|
|
|
|