Клуб горного туризма при МГУ Russian LinkExchange Banner Network
Клуб горного туризма при МГУ

Обучение

---
     
  Клуб  
     
  Обучение  
     
  Библиотека  
     
  Турвеселье  
     
  Объявления  
     
  Разное  
---

Конспекты лекций

ЛЕД. (Лекция в школе СИП)

ВВЕДЕНИЕ

Тема лекции “Техника движения по льду”. Однако, поскольку у нас СИП и даже элементы ВТП ( как сказал А.Ф.), то я считаю, что индивидуальную и групповую технику движения по льду вы уже знаете - слышали и отрабатывали - поэтому непосредственно прямо об этом я рассказывать не буду. Лекция состоит из двух частей - первая как для слушателей школы СИП и будущих инструкторов - о методике рассказа и обучения передвижению по ледовому рельефу, на что следует обращать внимание при проведении лекционных и практических занятий, а вторая нужна вам как руководителям спортивных групп на маршруте - по выбору тактики движения на различных формах ледового рельефа. Однако часть тактических моментов будет рассмотрена и по ходу обсуждения в первой части.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЬДА

Что следует рассказывать?

Особенности льда. Это совершенно необычный и в нормальной жизни практически нигде не встречающийся вид рельефа. А) Одновременная твердость и пластичность, скользкость. Б) Довольно простая и однообразная техника, однако требует безукоризненной отработки. В) Требуется значительная физическая подготовка - хождение на кошках сильно напрягает голеностоп и икроножные мышцы. Г) Начинается где-то с категорий 2А-2Б, но вторичные проявления и раньше (закрытые ледники). Д) Образует ледопады, часто встречается в комбинации с другими видами рельефа: снег, скалы, реже осыпь.

Виды льда. Лед бывает довольно разнообразным по температуре, структуре, плотности - но нам актуальна трехчленная классификация: 1) мягкий летний глетчерный лед - 95-97% всех случаев, 2) твердый зимний лед (мраморный, бутылочный), 3) натечный лед. Это все, что достаточно знать участникам. В основном все что рассказывается и учится относится к глетчерному льду и это действительно правильно. Но следует помнить что если встретятся другие виды льда вам как руководителям следует учитывать их особенности.

Где встречаются? Зимний - в теневых зонах: возле камней, в закрытых желобах, рантклюфтах, иногда участки под снегом; натечный возле и на скалах, в кулуарах. Опасно, что при внезапном выходе на такой лед возможен срыв. Что делать? В зимний колотиться со всей силы, на натечном идти аккуратно: избегая скалывания. В любом случае лучше обойти.

В каком виде встречается. Здесь все понятно: следует рассказать о ледниках, их классификации по морфологии, генезису (виду питания), структуре и особенностям прохождения. Рассказать об образовании ледника, его основных составных частях 1) область питания: верхний цирк, фирновый бассейн; 2) тело ледника 3) область абляции: язык ледника 4) различные виды морен. Отдельные характерные для нас элементы: трещины, рантклюфты, бергшрунды, ледопады. Этот пласт информации следует затем постоянно давать в походе на реальном рельефе, на лекции достаточно бегло коснуться в общих чертах, тем более что должна быть отдельная лекция о природе гор и горообразовании.

Опасности. Рассказать и объяснить основные опасности ледового рельефа и это постоянно повторять и на тренировках и в горах: 1) скользкий - срыв на льду - самозарубание при крутизне выше 15* практически невозможно; 2) опасность быстрого и бесшумного схода камней, обвалов льда, в ледопадах - сераков. 3) трещины на закрытых ледниках; 4) высокая отражающая способность - возможен ожег глаз.

СНАРЯЖЕНИЕ

Следующий блок вопросов это снаряжение для передвижения и страховки на льду. После будет подробная лекция по снаряжению сейчас я только перечислю и скажу на что обращать внимание.

  1. Ледоруб - длина, вес, центровка, загиб клювика.
  2. Айсбайль - хорош для комбинированных маршрутов, на чистом льду нецелесообразен. Полезно иметь 1 на группу
  3. Ледовый молоток (инструмент) - защита рук, сменные клювики - проблематично. Имеет смысл при крутизне от 45* и выше. Силовая техника.
  4. Айс-фифи (фифы) для крутизны выше 60-70* и на ноги. Брать только если действительно будут длинные вертикальные стенки (либо мощные ледопады). Не следует использовать ударную технику - тогда лучше взять молотки. Комбинация молоток и фифа - нецелесообразна.
  5. Кошки - шарнирные и платформенные - две совершено разные техники. Следует избегать наличия в группе разных типов кошек - будут проблемы у вас при выборе пути движения, а у части людей при движении. В невысоких категориях (до 4) на длинном некрутом льду, особенно косых траверсах, шарнирные даже лучше, но для более высоких категорий - крутого льда, эффективного лазания в ледовых лабиринтах, четкого движения по “перьям” надо платформы (либо жесткий пластиковый ботинок).
  6. Ледобуры. Наши дешевые и вполне нормальные. Импортные разные большего диаметра и длины, в принципе следует иметь на группу и несколько таких.
  7. Ледобур-самосброс - очень полезная вещь - обязательно следует ее иметь.

ТЕХНИКА

Этот кусок следует сначала достаточно подробно рассказывать и показывать на лекциях, но основной упор следует делать на практические занятия.

Движение. В зависимости от направления движения (подъем, спуск и траверс) и крутизны склона (пологий, средний, крутой) следует применять различную технику. Коротко напомню ее. При подъеме движение сначала вертикально вверх (до 15-20*), ноги параллельны и ставятся на всю стопу, затем с увеличением крутизны переходим на зигзаг, ставя ноги лесенкой (довольно неудобно на платформах), и , наконец, движение на передних зубьях. Ни в коем случае не использовать “елочку” - это не “елочка”, а раскоряка! (придумали лыжники в другой ситуации). Разворот на крутом склоне также следует выполнять лицом к склону, страхуясь клювиком ледоруба. На пологом можно и через спину. Разворот при зигзаге стандартный - в один прямой шаг.

При спуске также следует ставить ноги прямо, ступни параллельно и на все зубья. Удар идет ногой от колена, таз отпячен назад, корпус наклонен вперед - центр тяжести проходит через площадь опоры. Ледоруб используется для опоры при проскальзывании (крутизна до 30*). Дальше лучше спускаться на передних зубьях лицом к склону со страховкой клювиком ледоруба.

На траверсе некрутых ледовых склонов используется обычная техника: верхняя нога идет параллельно, нижняя развернута в долину, ледоруб в положении “на изготовку”; при увеличении крутизны переходим на движение лицом к долине, а затем на передние зубья лицом к склону.

При всем своем травматизме такого метода, преодоление некоторых трещин возможно только перепрыгиванием, поэтому этот прием также следует знать и уметь.

Страховка и самостраховка. В связи с появлением хороших жестких ботинок и “кошек” и совершенствованию средств страховки (ледобурные крючья) классическая рубка ступеней сейчас в чистом виде практически не применяется - мы даже в общем-то не учим этому в СТП. Однако могут возникнуть случаи, когда требуется подрубить одну-две ступеньки, чтобы безопасно пройти короткий ледовый участок, поэтому вам самим это следует знать, а также помнить и уметь применять такое тактическое решение на практике.

Кроме того, то необходимо при расчистке площадок под ледобур и вырубании лоханок на точках. На горе надо жить комфортно! - поэтому ютиться где-то на одной ноге на крутом склоне, да еще и с рюкзаком, и ждать может быть час-полтора, пока там провесят следующую веревку и можно будет идти, совершенно недопустимо. Это надо запомнить самим и учить других: отдых и силы эта та же безопасность: пренебрежение полноценным отдыхом из-за лени или по другим причинам - это прямое нарушение ТБ. Поэтому придя на точку, и видя, что вам тут жить долго, надо достать свой бур, закрутиться где-нибудь в сторонке, чтобы не мешать, встать на самостраховку, повесить туда же рюкзак, и вырубить себе лоханку так полметра-метр на метр-полтора, чтобы в ней можно было спокойно стоять, сидеть и даже попрыгать, размять ноги. Также следует не лениться и вырубать хотя бы минимальные площадочки для подходящих товарищей.

Рубка ступеней может быть в открытой и закрытой стойках. Что это такое. Открытая - корпус развернут в сторону долины, рубка выполняется двумя руками (крутизна до 35-40*); закрытая - корпус развернут лицом к склону, ледоруб держится одной рукой, вторая, как правило, придерживается за склон, крюк или специально вырубленный зацеп-“кармашек”. Рубить ленинградскими ледорубами конечно тяжело, воронежскими лучше, сперва подрубается ступенька косыми скользящими ударами параллельно ее поверхности, затем если надо вырубается лед сильными поперечными ударами и, наконец, лопаткой зачищается площадка. Следует делать небольшой наклон в долину для стока воды и ледяных крошек. При рубке больших лоханей, когда на дальнем краю необходимо срубать толстый слой льда, эффективнее будет использовать сначала сильные поперечные удары для сколки льда, а затем выбирать остатки горизонтальными (как дерево топором).

При зачистке площадки для ледобура следует просто срубить верхние 10-15 см склона (или больше), чтобы дорыться до крепкого коренного льда. Горизонтальную площадку вырубать НЕ следует, это даже противопоказано. Ледобур, как вы помните, надо закручивать под углом 100* к плоскости склона и присыпать снегом или льдом. Он должен быть закручен по самую головку, в противном случае надо вешать петлю прямо на корпус возле льда, чтобы не было выламывающего плеча силы (рычага). При использовании их в качестве промежуточных страховочных точек веревку лучше пропускать не прямо в карабин в серьге, а использовать хотя бы короткие оттяжки - во избежания разбалтывания и выкручивания бура веревкой при протравливании.

И, наконец, последнее касающееся техники - это самозадержание на льду. Кто немного пробовал, знает, что это практически, бесполезно и единственная возможность не уехать куда-то далеко это не падать или зарубаться в самый первый момент после падения. Особенность самозарубания именно на льду состоит в том, что “кошки” имеют дурную привычку цеплять за склон, после чего человека либо закручивает, либо ломает ногу, поэтому ноги в кошках следует задирать от колена как можно выше и так и ехать (в отличие, скажем, от снега, где ногами, наоборот, следует тормозить максимально эффективно).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Рекомендации при проведении практических занятий на льду. На что следует обращать внимание.

  1. Выбор места для занятий (удобство, безопасность, разнообразие). У нас - плохо.
  2. Особенности ледовой тренировки (большая физическая нагрузка, травматизм). Не стоит первые разы давать с отягощением, не надо делать очень интенсивными. Обязательно каски, рукавицы.
  3. Надевание кошек - подгонять; в мягких передние зубья должны выступать за край ботинка, фитили намокают и растягиваются; в платформах смотреть, чтобы скоба не болталась (дребезжание при ударе), узел кроме пряжки (чтобы не потерять).
  4. Индивидуальные занятия лучше без систем, м.б. даже ледорубы лучше снять с темляков.
  5. В начале ОБЯЗАТЕЛЬНО разминка (причем желательно не только для ног, но и для рук) , иначе можно все потянуть и поломать (на маршруте кошки следует одевать ЗАРАНЕЕ ло выхода на сложный ледовый участок).
  6. При ходьбе общие замечания: корпус держать вертикально; ноги ставятся шире, чтобы не зацепиться за штанину; ноги ставятся на всю ступню - НЕ КАНТОВАТЬ!; не делать скребущих движений кошками; не разворачивать ноги в “елочку” (это хорошо только для перил); использовать микрорельеф; всегда иметь две точки опоры.
  7. Передние зубья - удар акцентированный, ноги параллельны земле и друг другу; чуть-чуть загружать пятку после вбивания; корпус прямо.
  8. Спуск и траверс - правильный изгиб тела; нога ударяет от колена всей поверхностью; правильное положение ледоруба.
  9. Ледоруб держать клювиком назад, при траверсах под левую руку м.б. лучше на изготовку. Страховаться клювиком как можно сильнее вдоль склона. Удар акцентированный, в выбранную точку по дуге от локтя или от плеча, без скребущего или скользящего движения в конце. Держать твердо, без поперечного люфта. Штычок опускать до упора на лед. БЕРЕЧЬ ПАЛЬЦЫ!
  10. При рубке лоханок движение скользящее: прямое с соскабливанием. Стараться не засаживать клюв. Желательны очки или другая защита глаз.
  11. Завинчивание бура - срубить верхний слой, угол, присыпать.
  12. Лазание по стенам - молотки, фифы, передние зубья - уже обсуждалось.
  13. При прыжках смотреть чтобы ноги ставились параллельно вниз по склону, одновременно и на всю ступню. Часть удара гасится за счет приседания и удара ледорубом. Ноги вперед корпуса, группировка. Избегать крутильных моментов и проскальзывания по склону, если не удалось остановиться сразу следует сделать еще прыжок ДВУМЯ ногами одновременно! (если одна останется зацепленной за склон, то вокруг нее и закрутит, а оттолкнуться будет поздно).

ВЫБОР ТАКТИКИ ДВИЖЕНИЯ

При прохождении ледового рельефа очень важно выбрать правильный тактический план применения различных технических приемов движения и страховки. Это во многом определяет время прохождения участка, количество затраченных усилий и впрямую отражается на безопасности и успешности прохождения всего маршрута. Если технические приемы должны быть отработаны “от и до”, до полного моторного и рефлекторного автоматизма, то выбор тактической схемы всегда уникален и требует учета всех особенностей конкретной ситуации (состояние рельефа, группы, погоды, имеющееся снаряжение, опыт, время и т.д.). Здесь не может быть жестких предписаний и руководитель всегда должен думать. Однако, конечно же есть некие общие основные принципы выбора того или иного приема, которые мы теперь и рассмотрим .

А) предпочтение того или иного вида рельефа

Особенности снега, льда, скал, осыпи. При прочих равных некрутой лед следует предпочесть всем - движение по льду наиболее плавное и не требует дополнительных усилий. При увеличении крутизны лучше предпочесть снег или осыпь, однако где-то вблизи льда, чтобы можно было делать точки страховки. Если постоянно требуется страховка, то лучше лед. Скалы всегда имеют низший приоритет, т.к. движение с рюкзаком по ним затруднительно и они имеют локально большую крутизну, чем ледовый склон. Могут быть выбраны в случае сильной разорванности льда или наличия лавино- или камнеопасности и в отдельных случаях для крутого льда. когда проход по скалам действительно объективно проще. Снег и фирн в общем приоритетнее льда и при возможности на сложных участках лучше двигаться по ним. Живая осыпь под снегом и льдом, мокрые заснеженные скалы и кулуары и желоба с натечным льдом это вообще самое последнее дело. Их лучше обойти при любом раскладе. В трещинах ледовые перья предпочтительнее снежных мостов, а открытые ледники - закрытым.

Б) Выбор пути движения и технических средств.

Крутые склоны проходить по возможности в лоб, чтобы меньше провешивать перил или делать точек страховки, если есть возможность легко и безопасно обойти ногами то следует лавировать и не жалеть расстояние. Открытые маршруты лучше в смысле опасности схода чего-нибудь сверху, закрытые - на случай срыва. Трещины и бергшрунды лучше обойти недалеко и несложно, потом мосты, потом прыгать, потом обойти сложно и только потом лезть в лоб.

При движении на комбинированном рельефе (снег, лед, скалы, осыпь) следует также учитывать в чем и с чем идти. Понятно, что снимать-одевать “кошки” даже платформенные часто плохо. Поэтому если выбирается какая-то дна линия движения (скажем снег-скалы), то и следует ее придерживаться без выхода на лед. Если же одеты кошки, то и двигаться предпочтительнее по льду и снегу. Снег забивается в “кошки” - надо отрабатывать обивание об ледоруб. “Кошки” на скалах - вопрос? На самом деле они держат очень хорошо на гладких плитах и на расчлененном рельефе. Обледенелые, заснеженные скалы и крутая смерзшаяся осыпь - единственный вариант прохождения в “кошках”. А вот ледоруб на скалах лучше убирать под лямки, он, как правило, только мешает.

В) Одновременная и попеременная страховка.

Поскольку на льду самозадержание и удержание товарища практически невозможно, связки здесь делать не стоит (случай закрытых ледников относится к снежной технике и здесь не рассматривается). Лучше идти на индивидуальной технике. Что можно сделать? Одновременная страховка через промежуточный ледобур. Если что, сразу переходить на попеременную. Очень эффективно, даже для группы. В ледопадах и ледовых лабиринтах, при прохождении мостов, перьев, на коротких стеночках. Если есть такое, то лучше связаться и идти аккуратней там, где страховки нет. Просто на склонах или в лабиринтах идти по одному.

Г) Связка про связке.

Целесообразно либо при очень маленькой группе, буквально 2-3 связки (3 уже проблематично), либо там где есть короткий участок и требуются жесткие перила (мост). Лучше также, чтобы связки были достаточно одинаковы по силам, т.е. все могли работать впереди (иначе это просто не имеет смысла). В остальных случаях это либо одновременная (попеременная) страховка в связках (короткий участок и можно распараллелить), либо перила длинный сложный участок.

Д) Перила.

Нужны там, где следует жестко грузить веревку (полочки, мостики, стеночки, бергшрунды), либо имеется протяженный сложный участок (крутой склон, ледопад, рантклюфт). Эффективнее провешивать налегке всю закладку до следующего удобного и безопасного места, а остальная группа пусть пока ждет в удобном месте и отдыхает). Простой подсчет - провесить одну веревку - минимум 25-30 минут, а пройти 2-3 минуты, поэтому лучше совершенствовать технику прохождения перил и качать здоровье, чем выгадывать крохи, вися на склоне. Также немного времени отнимает спуститься за рюкзаком и подняться еще раз - чем уродоваться с ним на сложном склоне. Группе начинать движение при провешивании последней веревки и проходить сразу всю закладку.

Е) Акселераторы

  • Укорачивание пролетов - создание дополнительных точек перестежки на веревках (1-2 чисто вверх и сколько надо для спрямления на косых участках и траверсах). Это с одной стороны позволяет идти с меньшим интервалом (2-3 человека на веревку), а с другой облегчает движение на жумаре (веревка меньше пружинит, что тоже дает выигрыш в скорости).
  • Параллельные перила - на коротких широких участках (стенки, склоны, бергшрунды) провешивать рядом параллельно 2-3 линии перил и идти по всем сразу (даже рядом) - ускоряет в 1,5-2 раза.
  • Отдельная транспортировка рюкзаков (иногда просто необходима) там где с ним тяжело или неудобно идти (стенки с нависанием, бергшрунды с дырами, тонкие мостики на равновесие). Делается параллельная ветвь для рюкзаков (см. выше), а люди проходят гораздо быстрее.
  • Предварительная и параллельная разведка/обработка маршрута (вечером либо утром и при работе на сложном участке).
  • При работе лидеров наверху налегке пока подтаскивать их рюкзаки (и не только их на верхние точки).
  • Использовать смену лидирующих двоек.

Ж) Спуски

Это все было на подъем и по ровному, что касается спусков, то здесь только два варианта (на крутых участках - перила), а на пологих индивидуальная техника с может быть попеременной страховкой. Скорость провешивания веревки на спуск очень высока (практически равна скорости съезжания по ней человека) и полное время прохождение веревки определяется в основном скоростью ее снятия. При наличии соответствующих приспособлений и сноровки это делается быстро, поэтому вниз идти наоборот следует всем сразу (если не хватает одной закладки перил до удобного безопасного места) и накапливаться на нижних точках, а верхние веревки быстрее снимать и передавать вниз. Должно быть четко обговорено только кто на какой точке остается, какую веревку снимает и берет дальше. Чтобы не путаться, как правило, человек все время отслеживает одну свою веревку.

З) Ледопады.

И наконец последнее, что мы сегодня рассмотри, это прохождение ледопадов. Ледопады - это сложный комбинированный вид рельефа. Они встречаются в сложных категориях - четверках и даже скорее пятерках и требуют больших технических и психологических усилий. Особенность ледопадов состоит в том, что они постоянно меняются, причем не только в течение длительного промежутка времени (за 20 лет может стать совершенно неузнаваемым), но и буквально в течении нескольких лет в зависимости от величины снежного покрова, времени прохождения, погоды, каких-то локальных подвижек льда. Сообразно этому меняется и тактика их прохождения. Поэтому отчеты по ним конечно следует читать (и смотреть фотографии) , и даже больше чем по другим, чтобы иметь обще представление о структуре ледопада и возможностях прохождения, но все равно каждый раз ледопад идется заново и это большая нагрузка на руководителя. Обязательно надо знать стандартные пути обхода по скалам борта, рантклюфтам или вообще через боковые перелазы.

Общие принципы движения по ледопадам следующие:

  • На внешних изгибах и переломах русла ледопад более разорван (трещины туда расширяются) - следует уходить в другую сторону и вообще стараться двигаться по центру, если не имеется очевидного прохода где-то с краю.
  • В рантклюфтах и больших трещинах, как правило, имеется проход (хотя там и помойка) - иногда целесообразнее спуститься туда и идти по дну, чем лезть в лоб.
  • Использовать старые лавинные выносы, перекрывающие трещины.
  • Эффективнее провести предварительную разведку пути движения налегке, чем пытаться с ходу пройти с рюкзаками.
  • В случае полного непрохода попытаться сначала найти обход.
  • При необходимости преодоления стен бергшрундов это делать в наиболее низком месте и наиболее короткой части ледопада.
  • Не следует прокладывать путь движения под нависающими сераками.
  • Движение по следам ледовых обвалов, по снегосборным желобам - удобно, но опасно: лучше использовать вниз, вверх на коротких участках и с краю.
  • При заходе вверх предварительно просмотреть проходимые полочки и идти по открытым участкам снега или льда, при спуске вниз заходить по максимально длинной чистой дуге, а дальше продолжать движение в том же направлении по желобу стока, лавируя в трещинах и переходя с края на край.
  • В случае необходимости ставить лагерь в закрытом от обвалов месте (в ледопаде можно прекрасно жить), и проводить разведку и обработку дальнейшего маршрута.
  • Ледовые перья предпочтительнее снежных мостов.
  • Веревки применять только в самом крайнем случае, когда все возможности индивидуальной техники уже исчерпаны.

И ВООБЩЕ - ВСЕ, ЧТО МОЖНО ОБОЙТИ, ЛУЧШЕ ОБОЙТИ!

---
---
(c) 2000 AlmigoR - Клуб горного туризма при МГУ
Russian LinkExchange Banner Network
Hosted by uCoz