Клуб горного туризма при МГУ Russian LinkExchange Banner Network
Клуб горного туризма при МГУ

Обучение

---
     
  Клуб  
     
  Обучение  
     
  Библиотека  
     
  Турвеселье  
     
  Объявления  
     
  Разное  
---

Конспекты лекций

Переправы (лекция в школе СИП)

  1. ОСОБЕННОСТИ - встречаются в любой категории (и даже в низших м.б. чаще), поэтому необходимо сразу давать практически всю информацию, а дальше лишь шлифовать технику (ну и отдельную экзотику типа метания ледорубов или каменные пирамиды). Тактическую часть в НТП можно опустить, но в СТП уже обязательно.
  2. ЛЕКЦИЯ
    1. Особенности и опасности горных рек
      1. Сильное течение (может сбить уже выше колена, по пояс - полный непроход).
      2. Катящиеся камни (опять же может сбить и/или травмировать ноги).
      3. Холодная вода (сводит мышцы).
      4. Поэтому переправа только в обуви.
    2. Выбор места и способа переправы. (Для руководителей)
      1. Читать описания
      2. Найти мост.
      3. Найти бревно в лесной зоне.
      4. Каменный завал.
      5. Снежный мост.
      6. Обратиться к местным жителям (лошади, машины).
      7. Обойти по леднику.
      8. Лучшая переправа та, которая не состоялась.
    3. Тактика при переправе вброд (Для руководителей).
      1. Выбор времени
        1. Суточный режим.
        2. Учет текущей снежно-ледовой обстановки.
        3. Учет погодных факторов.
      2. Выбор места.
        1. Максимально близкое к истоку.
        2. Удобное для организации страховки.
        3. Использование разливов и рукавов.
        4. При наличии крупных притоков переправляться по частям.
        5. Перед уловом на противоположном берегу.
        6. Не на повороте - под высоким берегом мощная струя и глубоко.
        7. В более широком месте.
        8. Удобный заход в воду и выход на берег.
        9. Направление вверх под углом.
      3. Одежда и вещи.
        1. Обувь обязательно.
        2. В зависимости от погоды и теплая одежда.
        3. Все вещи упаковать в непромокаемые мешки и тщательно запаковать внутрь рюкзака.
        4. Рюкзак плотно зашнурован и завязан.
      4. Безопасность.
        1. Каски и системы.
        2. Рюкзак снят с пояса.
        3. Организовать пост перехвата.
      5. В случае неуверенности - страховку.
    4. Техника переправы вброд.
      1. По одному (при невысокой воде, чуть выше щиколотки, и небольшой скорости течения).
        1. С шестом
        2. С ледорубом
        3. С палками
        4. Сванский - сомнительно.
      2. Вдвоем - не имеет смысла, разве что в тех же случаях, что и по одному для подстраховки самых слабых девочек, а так лучше сразу переходить на “стенку”.
      3. “Таджикская стенка” - (при воде чуть выше колена и довольно сильном течении)
        1. Число человек 3-5, оптимально 4.
        2. Браться за лямки рюкзаков или (лучше) системы.
        3. Верхний и нижний - самые сильные.
        4. Лучше подбирать одинаковые по росту.
        5. Идти ровно, все время поперек течения.
        6. Четкие команды ведущего (верхнего).
        7. Действия в случае падения.
        8. Действия в случае смыва.
      4. “Кольцо” позволяет проходить более мощные потоки но и более медленно и трудоемко (более узкие). Целесообразно при количестве народа больше чем на 1 стенку и меньше чем на две полноценных стенки. Желателен также равноценный состав участников.
      5. Переправа со страховкой
        1. Две веревки соответствующим образом закрепленные на переправляющемся.
        2. Свободные концы на себе у страхующих.
        3. Разнос на ширину реки.
        4. При срыве верхний сплавляет а нижний подтягивает.
        5. Можно наоборот сплавлять в улов на другом берегу.
      6. Переправа вплавь (см. предыдущий пункт).
      7. Переправа по перилам
        1. Если прикреплен, то скользящий карабин.
        2. Участник идет ниже по течению от веревки.
        3. “Трамвайчик”.
        4. Рюкзаки можно отдельно.
      8. Переправа по бревну с перилами тоже самое что и предыдущий раздел, но еще)
        1. Вопрос где натягивать веревку по отношению к бревну? Однозначного ответа нет, лучше конечно ниже по течению + обязательный “трамвай”, но вообще-то как удастся.
      9. Навесная переправа.
        1. Хорошие точки крепления (на деревьях, на камнях, пирамиды из камней - вопрос).
        2. Лучше использовать сдвоенную веревку.
        3. Обязательно “трамвайчик”.
        4. Рюкзаки транспортируются отдельно.
        5. Натягивать полиспастом.
        6. Ехать при малом уклоне головой вперед, при сильном - ногами.
        7. Лучше использовать ролики для уменьшения трения.
        8. Веревку необходимо продергивать - особый способ крепления.
    5. Заключение - основные приемы показываются и отрабатываются на практических занятиях.
  3. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
    1. По этой теме обычно не проводятся.
    2. Можно сделать проработку схемы полиспаста и продергивания веревки.
    3. Полезно включить решение ситуационных задач (см. книжку).
  4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (рекомендации инструктору - на что обращать внимание).
    1. При выборе места и времени проведения следует учитывать два фактора
      1. Температура воды и воздуха.
      2. Паводковая вода в реках (объем и скорость течения).
    2. Особенности занятий - 100% намокание участников, поэтому следует проследить, чтобы все имели запасные сухие вещи для переодевания (одежду и обувь) и м.б. даже не один комплект.
    3. Поскольку вода м.б. холодная, а люди - мокрые, занятия следует проводить максимально интенсивно: сначала все что касается техники переправы вброд, а потом (после того как люди переоденутся и передохнут) можно делать навеску (сперва по сухому, затем на реальном рельефе). Верх систем лучше одеть сразу и все занятие проводить в них.
    4. Следить за состоянием участников, но не жалеть!
    5. При переправах с шестом и ледорубом обращать внимание на
      1. Правильное положение опоры относительно течения и участника.
      2. Правильный разворот корпуса и выбор способа движения.
      3. Всегда две точки опоры.
      4. Опора должна быть прикреплена к участнику.
      5. Щупать ногами дно.
      6. Обратить внимание участников на выбор направления движения.
    6. При переправе “стенкой”:
      1. Занятия проводить в системах.
      2. Строй держать ровно.
      3. Слаженный ход.
      4. Имитация падения и смыва одного.
    7. При выпускании первого на страховке следить за:
      1. Правильное прикрепление веревок в участнику.
      2. Разнесение веревок при страховке с берега.
      3. Отработать срыв и сплавление - обязательно выдавать верхнюю веревку (как стоя так и в движении).
    8. При переправе вброд по перилам:
      1. Обязательно скользящий карабин.
      2. Правильно отрегулированная его длина - встегивать лучше прямо в обвязку (имитация срыва и зависания).
      3. Расположение относительно течения.
      4. Правильное движение (лицом к течению, приставной шаг).
    9. Навесная переправа: (не техничный прием, кто как хочет)
      1. Натягивать лучше другой веревкой.
      2. Обязательно рукавицы!
      3. Следить чтобы руки не затянуло в карабин.
---
---
(c) 2000 AlmigoR - Клуб горного туризма при МГУ
Russian LinkExchange Banner Network
Hosted by uCoz